28 июня в видеостудиях главных федеральных инспекторов УрФО прошло совещание «О повышении эффективности мероприятий по охране труда в Уральском федеральном округе». Объединение работодателей Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области на совещании представлял исполнительный директор Александр ГОНЧАРОВ.
Открывая совещание, заместитель полномочного представителя президента в УрФО Евгений КУВАЙШЕВ отметил, что реализация стратегических задач, обозначенных президентом России, в том числе, масштабная модернизация экономики страны, во многом зависит от трудовых ресурсов, что возможно только при плодотворном сотрудничестве всех сторон социального партнерства – государства, работодателей и профсоюзов. Целью этого сотрудничества является формирование новых условий труда на самом современном уровне.
В конце 2010 года Российская Федерация ратифицировала ряд конвенций Международной организации труда, в том числе Конвенцию № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Конвенция предписывает государствам создать единую трехкомпонентную инфраструктуру охраны труда, включающую в себя:
- государственную политику в области охраны труда;
- государственную систему охраны труда;
- государственную программу по охране труда.
Сегодня статистические показатели свидетельствуют о серьезных нерешенных проблемах в Уральском федеральном округе. По итогам 2010 года Свердловская область находится на 2 месте среди всех субъектов РФ по численности пострадавших при несчастных случаях на производстве, Челябинская область – на 5 месте. И за последние несколько лет эта ситуация существенно не меняется. По данным государственных инспекций труда менее трети работников – 26% - трудятся на рабочих местах с безопасными условиями труда.
По итогам проверки соблюдения законодательства в сфере охраны труда и промышленной безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях, проведенной Генеральной прокуратурой, выявлены серьезные нарушения в Свердловской и Челябинской областях. Кроме того, органами прокуратуры отмечено отсутствие контроля со стороны региональных органов исполнительной власти за реализацией органами местного самоуправления переданных им полномочий в сфере охраны труда. Все это свидетельствует о том, что необходимо системное изменение подхода к охране труда. С этой точкой зрения, в основном, согласны и работодатели.
Ниже мы приводим текст выступления А.Н.Гончарова, где изложены основные предложения СПП, которые повысят эффективность мероприятий в сфере охраны труда.
«Уважаемые участники совещания!
2011 год объявлен Годом охраны труда в Челябинской области. Такое решение было принято Челябинской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Актуальность темы охраны труда в нашей области чрезвычайно высока, поскольку значительная часть промышленного комплекса региона связана с металлургией и машиностроением, то есть, с потенциально опасными отраслями. В частности, металлургия, как черная, так и цветная – производство по многим показателям вредное и опасное и, естественно, вопросам создания приемлемых условий труда и промышленной безопасности уделяется приоритетное внимание.
Проведенный анализ показал, что работа в вопросах охраны труда на предприятиях, входящих в состав СПП, в 2010 году велась в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными документами, локальными нормативными актами предприятий и условиями коллективного договора. Предприятия в 2010 году затратили значительные финансовые средства на охрану труда. Например, ОАО «ММК» направил на охрану труда 405,7 млн. рублей, ОАО «ЧТПЗ» - 145,2 млн. рублей, ОАО «Челябинский цинковый завод» - 52,6 млн. руб. (надо учесть, что на этом предприятии трудится примерно 1700 человек). Отмечу, что на данных предприятиях Система управления промышленной безопасностью и охраной труда сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта “Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности” (OHSAS 18001:2007).
Один из основных факторов состояния охраны труда - качество рабочих мест. По данным Росстата в Челябинской области доля полностью выработавшего свой ресурс парка машин и оборудования составляет примерно 20%. В секторе добычи полезных ископаемых – более 25%, на обрабатывающих производствах – почти 18%. Стратегическая задача - как можно больше подобных устаревших рабочих мест вывести из экономического оборота за счет модернизации или ликвидации.
Для улучшения условий труда на предприятиях региона в последние годы сделано немало. Так, введены в строй современный толстолистовой стан-5000 на ММК, новый трубоэлектросварочный цех «Высота 239» на ЧТПЗ, и многие другие. Продолжается строительство стана-2000 холодной прокатки на ММК и универсального рельсобалочного стана на ЧМК. Все эти промышленные площадки создадут такие рабочие места, уровень безопасности условий труда на которых будут соответствовать самым высоким международным требованиям.
Что касается повышения эффективности мероприятий в сфере охраны труда, то хочется отметить такую проблему - сегодня сложилась парадоксальная ситуация: сокращать не очень качественные рабочие места не выгодно ни работодателю, ни работнику, ни государству. Предпринимателю дешевле рассчитаться с работником через компенсации. Сегодня более 40% работающих получают хотя бы один из видов компенсаций связанных с защитой работника от неблагоприятного влияния производственной среды. Работник материально заинтересован трудиться во вредных условиях, так как компенсации за вредность – это часть его зарплаты, а досрочная пенсия сочетается с правом и дальше трудиться на том же рабочем месте, в тех же условиях. Государству при этом не нужно принимать особо сложных и социально рискованных решений. В итоге защита работника пока формируется из двух основных составляющих – из наказания работодателей и компенсаций работникам.
К сожалению, в государственной политике охраны труда пока сохраняется крен в сторону административно - наказательных мер, эффективность проводимой работы, в основном, оценивается количеством проверок, выявленных нарушений и суммами штрафов, а не снижением травматизма, профзаболеваний, уровнем инвестиций в охрану труда, доступностью средств индивидуальной защиты и др. Наказывать надо. А за грубые нарушения, возможно, даже более серьезно, чем сейчас. Но полагаем необходимым конкретизировать наказания за проступки в сфере труда, в том числе и по охране труда.
Преобладание материального возмещения за работу во вредных условиях труда - одно из серьезных препятствий и улучшения условий труда, и повышения конкурентоспособности отечественной экономики
Необходимо ускорить работу по подготовке нормативных правовых документов, связанных с переходом от формального предоставления льгот и компенсаций в соответствии со Списками вредных профессий, к их установлению в соответствии с фактическим состоянием производственной среды на конкретных рабочих местах по итогам их аттестации.
Необходимо:
• пересмотреть нормативы отнесения рабочих мест к классам условий труда;
• пересмотреть и обновить действующие санитарные нормы; (многие нормы без достаточных обоснований гораздо жестче, не гармонизированы с нормами, установленными в странах ЕС);
• увязать технологическое нормирование в рамках законодательства по промышленной экологии и технологической безопасности с вновь водимыми гигиеническими нормативами по охране труда.
• учитывать применение средств индивидуальной защиты при установлении класса условий труда по итогам аттестации (сейчас применение высокоэффективных сертифицированных средств индивидуальной защиты не влияет на снижение класса условий труда);
• внести необходимые изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по приведению его норм в соответствие с ратифицированной Россией Европейской социальной хартии в части ограничения по времени работы во вредных условиях труда.
Не могу обойти стороной вопрос производственного травматизма: по итогам 2010 года в Челябинской области увеличилось количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями: 174 случая по сравнению со 163 в 2009 году. Число погибших на производстве также увеличилось, в прошлом году погибло 89 рабочих, что на 13 человек больше чем в предыдущем году. Должен отметить, что предприятия металлургического комплекса снизили травматизм со смертельным исходом с 14 случаев в 2009 году до 8 ( менее 9 % от общего числа по области) - в 2010 году. То есть люди погибают там, где не должно быть причин и оснований – в оптовой торговле, сельском хозяйстве, строительстве и т.д. Основная причина несчастных случаев на предприятиях – объективный фактор: плохая организация охраны труда, поскольку финансирование данных мероприятий во многих организациях происходит по остаточному принципу.
За последние два десятилетия в Челябинской области возникли тысячи новых юридических лиц. Большая часть руководителей, прежде всего малых предприятий, как показывает опыт, имеет самое поверхностное представление об охране труда, соответствующих стандартах и правилах.
Считаем важным создать государственную систему информирования, в том числе дистанционного консультирования работодателей по вопросам безопасного труда. (Пример, сайт Минтруда США, где можно найти исчерпывающие рекомендации, что нужно для цивилизованного ведения бизнеса, включая средний и малый. Рекомендованы конкретные шаги на пути построения в компании системы охраны труда).
В настоящее время назрела необходимость в создание благоприятных условий для развития системы профессионального образования, инвестиций в профессиональную подготовку по охране труда. Предлагается вывести из-под налогообложения имущественные и денежные вложения работодателей в профессиональное образование и обучение, включая:
- Учебные центры предприятий, налоговый статус которых должен быть аналогичен статусу учреждений профессионального образования;
- Любые инвестиции в учебные заведения без разделения учащихся на «своих» или «чужих», включая приобретение для учебных заведений оборудования, повышение квалификации преподавателей и т.д.
Но это только часть проблемы. Другая и весьма существенная ее часть состоит в том, что промышленные предприятия вынуждены обучать своих работников обеспечению безопасности, а это не только охрана труда, но и промышленная безопасность и пожарная безопасность. В итоге сейчас параллельно существуют три разновидности обучения, а если сюда добавить проведение гигиенического обучения, обучения в вопросах обеспечения окружающей среды и гражданской обороны, их получается уже шесть. При этом обучение по пожарной безопасности проводится 1 раз в год, по охране труда – раз в 3 года и по промышленной безопасности – раз в 5 лет.
Для работодателей давно очевидно, что такая система чрезвычайно неэффективна, требует длительного времени и значительных средств. Чтобы оптимизировать процесс обучения работодатели предлагают:
- Создать единый процесс обучения по всем направлениям безопасности.
- Обучение проводить один раз при приеме на работу, по его окончании проводить проверку знаний и выдавать удостоверение.
- В дальнейшем проводить периодическую проверку знаний 1 раз в 3 года или в 5 лет после самостоятельной подготовки работника.
Проблема условий труда и, в первую очередь, его охраны – тема масштабная. И от ее успешного решения будет зависеть обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, безопасность производственных и трудовых процессов, повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение репутации Челябинской области в глазах российской общественности.
Спасибо за внимание!»
Пресс-служба СПП