Челябинский СПП предлагает революцию в подготовке кадров для промышленности
27 сентября

Необходимо ввести дуальную систему обучения в малых городах и направить средства на ее развитие, а также «привязать» KPI глав муниципалитетов к количеству выпускников, оставшихся жить и работать в городах.

В г. Южноуральск на базе Южноуральского энергетического техникума состоялось совместное заседание Комитета Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области (СПП) по социальной политике и профессиональному образованию и секретариата Челябинской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-экономических отношений. В СПП мероприятие приурочили к 30-летию Российского союза промышленников и предпринимателей.

В заседании приняли участие:

  • Ирина Гехт, первый заместитель губернатора Челябинской области, координатор областной Трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • Семен Мительман, вице-президент СПП, председатель Комитета СПП по социальной политике и профессиональному образованию;
  • Владислав Смирнов, начальник Главного управления по труду и занятости населения;
  • Олег Екимов, председатель региональной Федерации профсоюзов;
  • Павел Киселёв, член Правления и исполнительный директор СПП;
  • Сергей Комяков, полномочный представитель координатора стороны работодателей ЧОАР «СПП» в областной Трехсторонней комиссии;
  • представители предприятий: - ГК «Южуралзолото», ЧКПЗ, ГК «КОНАР», АО «Златмаш», ОАО «ЧМК», ГК «Ариант», АО «Обувная фирма «Юничел», «Уралпромтехника», «Политранс» и другие.

В СПП отмечают острый, практически катастрофический дефицит кадров рабочих профессий на рынке труда. Ситуация начала ухудшаться еще в 2007 году, а к 2021-му выходит на пиковые значения. На ряде предприятий «не закрыто» до 40% вакансий. Естественно, что это отрицательно влияет на производительность труда и экономические показатели предприятий.

«Рабочие профессии не популярны. Это пропагандируется в массовой культуре. Конкуренция на рынке труда у рабочих минимальна, рабочая профессия ассоциируется у молодежи с чем-то недостойным, с низкооплачиваемым трудом, жесткой регламентацией рабочего дня, тяжелой физической нагрузкой и так далее», - сообщил Семен Мительман.

Чтобы переломить неблагоприятный для рынка труда тренд, необходимо, помимо перемены культурного кода, внести существенные изменения в систему профессионального образования (СПО).

«Мы предлагаем революционные изменения, но важно, что они не потребуют значительных государственных вложений!», - подчеркнул вице-президент СПП.

Система начальной профессиональной подготовки требует модернизации, в частности, за счет оптимизации устаревших профессий либо специальностей, которым можно обучиться на курсах; за счет повышения уровня профессиональной подготовки преподавателей училищ, возраст которых в основной своей массе превышает 60 лет.

Также необходимо финансово заинтересовать предприятия в участии в подготовке рабочих для своих производств. Например, применить налоговый вычет и таким образом льготировать вложения в создание современных учебных центров внутри предприятия.

Что касается революционных изменений, то Семен Мительман предлагает изменить показатели KPI глав муниципалитетов с количеством трудоустроенных выпускников местных колледжей и техникумов в этом же городе (чем их больше, тем лучше работает глава), а также внедрить систему дуального образования в малых городах.

«Мы предлагаем расширить систему дуального обучения, которая сегодня в качестве эксперимента применяется только в Челябинске и Магнитогорске. Дуальное обучение предполагает постоянное совмещение учащимися теоретического и практического обучения. Не просто 2 месяца практики в году, а например, 3 часа учатся, а потом идут на производство, или 1 день теоретический, а 4 дня – практических и за время обучения получается почти год производственной практики. За этот год учащиеся становятся специалистами. Но эта система требует вложений. При этом ее применение важно для небольших городов, где работает малый и средний бизнес, не имеющий возможности вкладывать деньги в формирование учебных центров, обучать специалистов по договору с учебными заведениями. У них  реально нет на это средств. Нужно перераспределить финансовые потоки и не вливать деньги в колледжи для приобретения высокопроизводительного оборудования, которое через 3-4 года устареет. Эффективней направлять средства на развитие дуального обучения – на оплату наставников, закупку расходных материалов (год обучения сварщика требует весомого количества металла), расходы на обучение специалистов-производственников, которые будут работать с мастерами производственного обучения колледжей с целью повышения их квалификации», - пояснил Семен Мительман.

Отметим, что предложения вице-президента СПП вошли в резолюцию совместного заседания и будут также рассмотрены на ближайшем заседании Совета по кадрам, действующем при Правительстве Челябинской области.

По итогам 2019 года, по данным регионального Центра оценки качества и информатизации образования, 75% выпускников школ, сдававших ЕГЭ, поступили в высшие учебные заведения, но только 18% обучаются в учебных заведениях среднего профессионального образования. При этом, как отмечают эксперты, только 55% выпускников СПО после обучения трудоустраиваются по специальности.

Поделитесь