Сложные моменты налогообложения обсудили на круглом столе, организованном СПП Челябинской области
2 Июля 2018 00:00:00
Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Обмен мнениями произошел по широкому спектру вопросов, начиная от ограничения применения налоговых льгот до показаний свидетелей по налоговым преступлениям.

Комитет по налоговой политике Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области 28 июня организовал заседание круглого стола по вопросам налогообложения. Мероприятие было приурочено к 25-летию СПП.

В заседании приняли участие: заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области и вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Семен Мительман, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области и советник президента СПП Александр Гончаров, начальник Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрий Агеев, заместитель руководителя УФНС по Челябинской области Марина Екимова, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области и председатель регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров, вице-президент Южно-Уральской ТПП Сергей Ермаков, исполнительный директор СПП Павел Киселев, представители профессионального сообщества.

«Отдельные вопросы налогообложения настолько сложны, что не разрешаются годами, сдерживая нормальное функционирование и развитие бизнеса. Ряд моментов требует урегулирования на законодательном уровне и разъяснений, с учетом складывающейся правоприменительной практики. Часть вопросов можно рассмотреть и наметить пути решения с помощью наших партнеров из налоговой службы, которые всегда принимают активное участие в наших мероприятиях, - сообщил, открывая мероприятие Александр Гончаров. – «Сегодня, в условиях непростой экономической ситуации, особо остро стоит вопрос о стимулировании предпринимательской деятельности. Налогообложение является одним из значимых факторов, влияющих на бизнес. Применение механизма налогового регулирования может, как стимулировать бизнес, так и оказывать дестимулирующие воздействие. Чтобы минимизировать последнее, необходимо проработать узкие места».

Далее заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Константин Захаров рассказал о налоговом стимулировании малого предпринимательства в регионе: патентная система налогообложения, пониженные ставки УСН, «налоговые каникулы».

Отметим, что предприниматели Южного Урала могут применять патентную систему налогообложения уже в течение 7 лет. Сегодня она охватывает 85 видов деятельности. Благодаря тому, что их перечень постоянно расширяется, за 5 лет количество ежегодно выдаваемых патентов увеличилось почти втрое: с 2,5 до 6-ти тысяч. Увеличивается и диапазон видов предпринимательской деятельности для снижения налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. В настоящее время законодателями разработан и передан на рассмотрение Губернатору Челябинской области Борису Дубровскому проект закона о самозанятых, освобождающего эту категорию населения от уплаты НДФЛ. Федеральный перечень самозанятых южноуральские депутаты расширили на 12 позиций.

Об ограничении применения налоговых льгот плательщикам, имеющим задолженность по налогам и страховым взносам, проинформировала присутствующих общественный представитель Уполномоченного Алевтина Белешова. Все налоговые льготы распространяются только на добросовестных налогоплательщиков, но и для них шансы оказаться в «черном списке» слишком велики. Даже копеечная задолженность, доначисленная в ходе налоговой проверки, не просто лишает предпринимателя права пользования льготой, но и обязывает его полностью уплатить налог и образовавшуюся пеню. «Это очень серьезные риски организаций, которые несет сам закон, риски лежат в основе самого закона, это первая проблема. Вторая проблема заключается в том, что если у нас задолженность 2 млн рублей, вы не можете воспользоваться льготой. Однако, если у нас задолженность 1 рубль, вы тоже можете претендовать на льготу», - описала ситуацию А.Белешова.

С таким развитием событий часто сталкиваются предприниматели, работающие на селе и претендующие на субсидии по линии Минсельхоза региона.

Эксперты предлагают региональным законодателям внести изменения в действующий закон, установив для добросовестных налогоплательщиков минимальный порог задолженности или возможность ее погашения.

«Иногда встречается недоимка «не по злобе» – недоплатил фермер по ошибке пять рублей. Предлагаю говорить о каких-то ничтожных суммах, или, например, есть в аудите такое понятие как «уровень существенности», это 5%. Можно его чуть повысить - до 10%, при начисленной недоимке от начисленной суммы налога в пределах 10%, если ее предприниматель погашает при выявлении», - внесла предложение председатель комитета ЮУТПП по развитию предпринимательства Ирина Новикова.

Между тем вопросы о порядке начисления НДС при продаже государственного и муниципального имущества, по мнению участников заседания, требуют вмешательства на федеральном уровне. В первую очередь, речь идет о покупателях, имеющих статус индивидуального предпринимателя. «На практике у нас было обращение, когда наш заявитель, являясь покупателем муниципального имущества, участвовал в торгах. Стоимость имущества выросла в разы по сравнению с первоначальной ценой. В итоге стоимость приобретения имущества составила более 20 млн рублей. Однако предприниматель не знал о своей обязанности удержать налог и уплатить его в бюджет. По итогам проведения налоговой проверки сумма НДС была доначислена, составила она порядка 2 млн рублей, к тому же было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов», - привела пример заместитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ольга Казакова.

Во-вторых, разграничение обязанностей по уплате НДС между физическими лицами, имеющими и не имеющими статус индивидуального предпринимателя, вносят в процедуру купли-продажи государственного и муниципального имущества большую путаницу. Решением проблемы могло бы стать взыскание суммы этого налога с продавца, независимо от того, кто является покупателем. Члены научно-консультативного совета при Уполномоченном считают неоправданным введение института налогового агента в данных правоотношениях и предлагают внести изменения в соответствующую статью Налогового Кодекса (НК). С предложением принципиально согласны и представители ФНС, но считают, что его необходимо скорректировать. «Проект требует доработки, потому что он предусматривает внесение изменений в статью 161 Налогового Кодекса. Статья 161 – это особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, если мы хотим уйти от института налогового агента, то мы должны вообще исключать это из статьи 161, а не вносить изменения, ведь может получиться еще больше путаницы с такой редакцией», - сделала замечание заместитель руководителя УФСН по Челябинской области Марина Екимова.

Кроме этого, участники круглого стола рассмотрели вопросы налоговой амнистии и соотношения норм других статей НК.

Поделитесь